Запуск и отладка проекта

Приложения для Sailfish OS пишутся на C++/Qt с использованием QML для описания интерфейса. Создание приложения для Sailfish OS осуществляется в IDE, основанной на Qt Creator, и практически совпадает с процессами создания приложений для множества настольных и мобильных платформ. Отличия связаны с тем, что сборка происходит в Sailfish OS Build Engine RUS, а запуск — в эмуляторе или на внешнем устройстве с Sailfish OS.

Для того чтобы получить приложение, работающее в эмуляторе или на устройстве, необходимо выполнить три последовательных шага:

  1. Создать или открыть проект.
  2. Собрать проект.
  3. Запустить приложение.

Создание или открытие проекта

Приступить к работе над проектом можно одним из следующих способов:

Создание нового проекта из шаблона

Данный способ позволяет создать простое приложение с графическим интерфейсом с помощью мастера.

Для создания нового проекта из шаблона необходимо выполнить следующие действия:

  1. Запустить Qt Creator.

  2. В основном окне Qt Creator выбрать путь меню «Файл» → «Создать файл или проект...».

  3. В открывшемся окне «Новый файл или проект» выбрать вкладку «Проекты» → «Приложение» и отметить «Sailfish Mobile OS SDK RUS Qt Quick Application», после чего нажать кнопку «Выбрать...».

  4. В появившемся окне «Введение и размещение проекта» указать имя проекта, директорию и нажать кнопку «Далее». Важно иметь в виду, что проект должен находиться или в домашней директории пользователя, или в альтернативной директории, указанной при установке Sailfish Mobile OS SDK RUS. Если отметить пункт Размещение проекта по умолчанию, то указанная директория будет предлагаться для следующих создаваемых проектов.

  5. В открывшемся окне «Выбор комплекта» выбрать необходимые комплекты для сборки и нажать кнопку «Далее». Комплект arm7hl используется для мобильных устройств, i486 — для эмулятора и планшетов. Позже набор комплектов можно изменить в настройках проекта.

  6. В следующем окне «Application Details» ввести необходимые данные о приложении и нажать кнопку «Далее».

  7. В появившемся окне «Управление проектом» выбрать необходимые данные и нажать кнопку «Завершить». Данное окно позволяет настроить взаимное положение проекта относительно других и подключить одну из систем контроля версий, доступных в операционной системе (ОС).

  8. В открывшемся в основном окне Qt Creator редакторе исходного кода можно приступить к работе над проектом.

Создание нового проекта из примера

Данный способ позволяет создать приложение на базе существующего в Sailfish Mobile OS SDK RUS примера. Такой подход удобен для изучения на примерах способов реализации рассматриваемого функционала, связанного с особенностями разработки под Sailfish OS.

Для создания нового проекта из примера необходимо выполнить следующие действия:

  1. Запустить Qt Creator.

  2. В основном окне Qt Creator выбрать пункт «Начало» и нажать кнопку «Примеры».

  3. В открывшейся галерее доступных примеров приложений выбрать интересующий пример и кликнуть правой кнопкой мыши по нему. При наведении курсором мыши на миниатюру примера будет показано его описание.

  4. В появившемся окне «Copy Project to writable Location» указать директорию и нажать кнопку «Ок». Важно иметь в виду, что проект должен находиться или в домашней директории пользователя, или в альтернативной директории, указанной при установке Sailfish Mobile OS SDK RUS. В данную директорию будет скопирована папка с файлами примера, которую можно будет модифицировать.

  5. В следующем окне выбрать необходимые комплекты для сборки и нажать кнопку «Настроить проект». Комплект arm7hl используется для мобильных устройств, i486 — для эмулятора и планшетов. Позже набор комплектов можно изменить в настройках проекта.

  6. В открывшемся в основном окне Qt Creator редакторе исходного кода можно приступить к работе над проектом.

Открытие существующего проекта

Как и для любых других Qt-приложений, структура проектов для Sailfish OS определяется файлом *.pro. Для открытия существующего проекта необходимо указывать файл с данным расширением. Важно иметь в виду, что проект должен находиться или в домашней директории пользователя, или в альтернативной директории, указанной при установке Sailfish Mobile OS SDK RUS. Если проект используется не впервые, то в той же директории, в которой находится файл с расширением *.pro, будет располагаться файл с расширением *.user с настройками Sailfish Mobile OS SDK RUS для проекта.

Для открытия существующего проекта необходимо выполнить следующие действия:

  1. Запустить Qt Creator.

  2. В основном окне Qt Creator выбрать путь меню «Файл» → «Открыть файл или проект...».

  3. В появившемся окне выбрать файл с расширением .pro и нажать кнопку «Открыть».

  4. Если файл с расширением *.user отсутствует или он некорректен, в окне Qt Creator перейти в пункт Проекты и выбрать необходимые комплекты для сборки. Комплект arm7hl используется для мобильных устройств, i486 — для эмулятора и планшетов. Позже набор комплектов можно изменить в настройках проекта.

  5. В окне Qt Creator в пункте «Редактор» можно приступить к работе над проектом.

Сборка проекта

На этапе сборки предполагается, что в Qt Creator существует открытый проект. Для сборки проекта используется виртуальная машина Sailfish OS Build Engine RUS. Поэтому не зависимо от операционной системы процесс сборки приложения происходит одинаковым образом. В Sailfish OS Build Engine RUS настроено несколько общих папок для обмена файлами с домашней ОС. Поэтому важно расположить проект по одному из соответствующих им путей, чтобы он был доступен для сборки. По умолчанию для размещения проектов допустимы домашняя директория пользователя и альтернативная директория, указанная при установке Sailfish OS Build Engine RUS, а также все вложенные в них директории.

Для сборки проекта необходимо выполнить следующие действия:

  1. Запустить виртуальную машину Sailfish OS Build Engine RUS. Запуск, если требуется, происходит автоматически при начале сборки. Для управления виртуальной машиной в ручном режиме необходимо выполнить следующее:

    • для запуска на панели слева кликнуть правой кнопкой мыши по иконке , и дождаться, пока она не примет вид ;
    • для остановки кликнуть правой кнопкой мыши по иконке .
  2. В панели слева кликнуть правой кнопкой мыши по иконке  и выбрать комплекты и способы сборки. Для эмулятора и планшетов необходимо выбрать SailfishOS-i486, для мобильных устройств — SailfishOS-armv7hl. Здесь же можно выбрать способ сборки: для отладки или выпуска.

  3. После завершения настроек кликнуть правой кнопкой мыши по иконке  для запуска сборки проекта.

Запуск приложения

Приложение может быть запущено как на внешнем устройстве, работающем под управлением Sailfish OS, так и в эмуляторе (Sailfish Mobile OS RUS Emulator), который устанавливается при инсталляции Sailfish Mobile OS SDK RUS.

Для запуска приложения на устройстве необходимо выбрать путь «Инструменты» → «Параметры» → вкладка «Устройства» и подключить устройство в Sailfish OS IDE RUS IDE.

Для запуска приложения на эмуляторе необходимо выполнить следующее:

  1. В панели слева кликнуть правой кнопкой мыши по иконке  и выбрать комплект SailfishOS-i486.

  2. Запустить эмулятор, для этого на панели слева кликнуть правой кнопкой мыши по иконке  и дождаться, пока она не примет вид . Откроется новое окно VirtualBox, и загрузится эмулятор. Если кликнуть правой кнопкой мыши по иконке , эмулятор остановится, и окно VirtualBox закроется.

  3. Для запуска приложения кликнуть правой кнопкой мыши по иконке , для отладки — на иконку . Чтобы данные иконки стали активны, необходимо выбрать Deploy As RPM Package или Deploy by Copying Binaries в панели выбора комплектов и способов сборки.

Откроется стартовая страница приложения.